Задержка речевого развития, или ЗРР, - это отставание в развитии речи, представляющее собой сложное патологическое состояние ребенка. После первых двух лет жизни, в течение которых формируется речевой аппарат, у ребенка начинается бурное развитие речи. Если этого не происходит, то в раннем возрасте (около 4 лет) ребенку ставится диагноз ЗРР. До этого времени ребенок может наверстать некоторое замедление в развитии тех отделов мозга, которые ответственны за речь. Однако в дальнейшем ЗРР приводит к возникновению у ребенка проблем в общении, нарушению процессов познавательной деятельности, негативно сказывается на эмоционально-волевой сфере.
Причины задержки речевого развития многообразны. Во многих случаях это неблагоприятные биологические факторы, которые воздействуют на плод в период внутриутробного развития, токсикозы, угрозы выкидыша. Также причиной могут стать тяжелые роды, которые вызвали травму или гипоксию плода (стремительные или длительные, преждевременные роды и др.). Доказано, что одной из причин ЗРР является искусственное вскармливание. Кроме того, речь может не развиваться ввиду не выявленного своевременно нарушения слуха. Свою отрицательную роль могут сыграть и черепно-мозговые травмы или тяжелые болезни, перенесенные в раннем детском возрасте. Выявлено, что ЗРР чаще страдают поздние дети, рожденные от второй и последующих беременностей. Могут опосредованно повлиять на речевое развитие негативные социальные факторы, тормозящие развитие психики ребенка. К ним относится проживание ребенка в неблагоприятных семьях, где родители страдают алкоголизмом или психическими заболеваниями, отсутствует взаимопонимание, у ребенка налицо дефицит внимания и общения.
Хотя не всегда можно выявить причины возникновения ЗРР, диагностика этого состояния довольно проста и основывается на среднестатистических нормах развития речи. Так, в годик дети должны знать до 10 простых слов, называть несколько предметов. В два года они уже умеют строить короткие предложения, а также использовать прилагательные. Еще через полгода говорят более сложными предложениями и начинают задавать вопросы. В три года объединяют несколько предложений по смыслу.
Критерием для обязательного обращения к врачу является, если в лексиконе двухлетнего ребенка менее 20 слов, которые он комбинирует, невнятно произносит, не может ответить на несложные вопросы, не называет членов семьи, не играет со сверстниками, не узнает предметы.